Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2516 продлен мораторий на проверки и в 2023 году.

В 2023 году не будут проводиться плановые контрольные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия в 2023 году продолжат проводить по сокращенному числу оснований, например, они будут возможны по согласованию с прокуратурой при непосредственной угрозе причинения вреда: жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; обороне и безопасности страны; возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера и др.

В отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого категорий риска контрольные органы будут проводить проверки на основании специальных индикаторов.

К объектам чрезвычайно высокого и высокого рисков относятся социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере.

Что касается индикаторов рисков, то такой формат предполагает инициирование надзорными органами контрольных мероприятий в случае получения информации о наличии рисков нарушения обязательных требований.

Новым постановлением также устанавливается право контрольного органа исключить из плана проведения проверок плановую проверку, если ей предшествовал профилактический визит по обращению контролируемого лица.

Целью проверок на основании индикаторов рисков является предотвращение нарушений обязательных требований для бизнеса.

 

 Утвержден перечень видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров, при осуществлении которых представляется справка о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования».

С 01.03.2023 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2023 № 69, которым утвержден перечень видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Речь идет о регулярных перевозках и специальных перевозках пассажиров и багажа легковым такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта.

 

 Принят закон, смягчающий уголовную ответственность за налоговые преступления».

Федеральным закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Закон направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, предусмотренных статьями 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК РФ, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Законом уменьшены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы за совершение указанных преступлений, что, в свою очередь, привело к их квалификации как преступления средней тяжести, и снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности по данным статьям.

Кроме того, уплата сумм недоимки и соответствующих пеней и штрафа в полном объеме теперь являются дополнительным основанием для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела по таким преступлениям.

 

 С 1 апреля 2023 года социальные пенсии повышены на 3,3%».

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2023 № 404 утвержден коэффициент индексации с 1 апреля 2023 г. социальных пенсий.

Указанный коэффициент с 01.04.2023 установлен в размере 1,033.

 

 Предоставление рассрочки по уплате страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2023 № 23 предусмотрена возможность получения рассрочки по уплате страховых взносов для организаций и ИП, осуществляющих определенные виды деятельности, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 776.

Согласно данному постановлению, организациям и ИП может быть предоставлена рассрочка по уплате страховых взносов, с внесением ежемесячных платежей равными долями, при этом, дата последнего платежа должна быть не позднее 28.05.2024 года.

Указанная программа предоставляется для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в различных отраслях экономики, в отношении страховых взносов, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тысяч рублей.

Согласно Постановлению правительства РФ от 29.04.2022 № 776, в перечень видов деятельности, при осуществлении которых предоставляется возможность изменить сроки уплаты страховых взносов, включены:

- растениеводство и животноводство;

- охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;

- лесоводство и лесозаготовки;

- рыболовство и рыбоводство;

- предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых;

- производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, одежды и текстильных изделий, кожи и изделий из нее;

- обработка древесины и другие.

Изменения вступили в силу с 01.03.2023 года.

 

Для наказания водителей - лихачей в КоАП РФ прописаны новые сроки их привлечения к ответственности

Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» для наказания водителей-лихачей, а также других нарушителей, которые заработали административное взыскание, в КоАП РФ прописаны новые сроки их привлечения к ответственности.
Они будут исчисляться не со следующего дня, после совершения нарушения, а именно со дня, когда это нарушение произошло. Если до сих пор эти сроки считали месяцами, то теперь будут считать сутками.
В то же время у водителя или автовладельца сохранилось право обжаловать штраф в течение 10 суток. Он может это сделать начиная со следующего дня после получения уведомления или постановления о штрафе.

 

Установлена административная ответственность за противоправное распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

Федеральным законом от 28.04.2023 № 151-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в силу ч. 6 ст. 14.35 КоАП РФ закреплена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в ЕГРН, третьим лицам за плату, либо создание сайтов в сети «Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, либо использование таких сайтов, программ и приложений в целях предоставления указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В качестве административного наказания за указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Также вводится повышенная ответственность в случае повторного совершения данного правонарушения (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.

 

Скорректирован перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)

В силу п. 1 ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для вида федерального контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора) утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.07.2021 № П/0303. 

Изменениями, утвержденными Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.03.2023 № П/0107, указанный перечень дополнен новым индикатором - поступление информации о невозможности использования в соответствии с видом разрешенного использования земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и использовавшихся без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, при наличии сведений о завершении на таких землях в течение шести предшествующих месяцев проведения инженерных изысканий, капитального или текущего ремонта линейного объекта, осуществления геологического изучения недр и ряда иных работ.

 

Новые правила для владельцев электросамокатов

Электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сегвеи и другие похожие гаджеты получили особый статус — средства индивидуальной мобильности (СИМ). С 1 марта 2023 года на них начали действовать правила дорожного движения (ПДД). При этом права для управления СИМ не нужны.

Пешеходы на тротуаре получили приоритет перед теми, кто передвигается на СИМ. Владельцы электросамокатов и других устройств должны рассчитывать свою скорость.

Масса электротранспорта, на котором можно ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, — до 35 кг. Разогнаться можно лишь до 25 км/ч. По тротуару можно ехать, только если рядом нет велодорожки. На велодорожке приоритет перед пешеходами — у велосипедистов и владельцев СИМ.

Если масса СИМ более 35 кг, ездить нужно по проезжей части, исключительно в один ряд, никого не обгоняя. Это должна быть дорога, где скорость движения — не больше 60 км/ч и разрешено ездить также велосипедистам. Электросамокат или другое СИМ, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. По дороге могут ездить только люди старше 14 лет.

По новым правилам, владельцам СИМ запрещено перевозить пассажиров, если дополнительное место не предусмотрено конструкцией устройства. То же самое касается велосипедов.

 

Конституционный Суд защитил право работников на проценты (денежную компенсацию) в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 №16-П закреплены права работников на проценты в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат.

Так, обязанность работодателя уплатить проценты (денежную компенсацию) возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере. Возложение на работодателя данной обязанности дает основания предполагать, что он должен быть осведомлен о наличии задолженности перед работником (т.е. задолженность не является спорной) и что, погашая ее, он должен одновременно уплатить и соответствующие проценты (денежную компенсацию).

Если работодатель выплатил работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере и отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту.

В то же время право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено также в случае, если работодатель вовсе не начисляет и не выплачивает полагающиеся работнику выплаты. Часть же первая статьи 236 ТК РФ не позволяет однозначно определить дату, с которой - в случае признания за работником решением суда права на получение выплат - следует начислять соответствующие проценты (денежную компенсацию).

Часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.

Федеральному законодателю надлежит внести в указанную норму необходимые изменения. До этого проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда они должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.

 

Конфликт интересов и порядок его урегулирования

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены основные права и обязанности муниципального служащего, а также ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой.

К муниципальному служащему предъявляются повышенные требования, в том числе в плане антикоррупционных стандартов и муниципальный служащий должен быть образцом профессионализма.

Одной из обязанностей муниципального служащего является уведомление в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Статьями 10 и 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены понятие конфликта интересов, порядок его предотвращения и урегулирования, Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ порядок урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе предусмотрен статьей 14.1.

Так, конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрены взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, среди которых, в том числе указано увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия, что также свидетельствует о серьезности правонарушений, связанных с не предотвращением и не урегулированием конфликта интересов.

 

Ответственность страховых организаций за отказ заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ страховой организации, иностранной страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования.

Санкция ст. 15.34.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

Таким образом, в случае отказа страховой организации от заключения договора ОСАГО, данная организация и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП РФ.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется Банком России.

 

Конституционный суд Российской Федерации признал конституционными положения ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера

Судебный пристав-исполнитель вправе установить новый срок исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера после вынесения постановления о привлечении такого должника к административной ответственности на основании части 1 или 2 статьи 17.15 КоАП РФ, не дожидаясь его вступления в законную силу

Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 17.15 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, прежде всего в единстве с положениями части 2 статьи 3, части 1 статьи 6 и статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», она предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 КоАП РФ установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

 

За самовольное проникновение на охраняемый объект накажут еще строже

Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. № 117-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Усилена административная ответственность за самовольное проникновение:

- на охраняемый объект войск нацгвардии, МЧС, СВР, ФСБ, МВД, УИС, объекты, отнесенные к ведению ФОИВ в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;

-на охраняемый объект Вооруженных Сил РФ, объект, защита которого возложена на органы госохраны, подземный или подводный объект, охраняемый ведомственной охраной, объект ТЭК, которому присвоена категория опасности, либо на важный гособъект, сооружение на коммуникациях, к спецгрузу, которые охраняются войсками нацгвардии, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

В первом случае назначается штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб., или обязательные работы на срок от 40 до 60 часов, или административный арест на срок до 10 суток. Во втором - штраф от 75 тыс. до 200 тыс. руб., или обязательные работы от 60 до 120 часов, или административный арест до 15 суток. Возможна конфискация орудия совершения административного правонарушения.

 

Закреплена обязанность работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы и обратно

Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, а также лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением.

Статьей 302 Трудового кодекса РФ закреплены гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом. К ним отнесены: надбавка за вахтовый метод работы, районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, дополнительный оплачиваемый отпуск и др. Федеральным законом от 19.12.2022 № 545-ФЗ в ст. 302 Трудового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым закреплена обязанность работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы и обратно.

Начиная с 01.03.2023 доставка вахтовиков от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя.

Работодатель может компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

 

Уголовная ответственность за распространение сведений о частной жизни лица

За нарушение неприкосновенности частной жизни установлена уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

Так, к сведениям о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудиовидеозаписи, выписки из медицинских документов, иные материалы.

Преступление может совершаться путем: незаконного собирания без согласия человека сведений о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну; незаконного распространения таких сведений без согласия человека; распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

Преступным распространением сведений является любое незаконное или без согласия человека их доведение до хотя бы одного иного лица. Также к незаконному распространению сведений могут относиться случаи доведение до сведения других лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) информации о частной жизни человека, когда он не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, аудио либо видеоматериалов в СМИ или сети Интернет.

К числу наказуемых относится совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети Интернет, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность максимальное наказание, за которое возможно в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

За дискредитацию участников спецоперации и фейки о них решено наказывать по УК РФ

Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 58-ФЗ о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации предусмотрена ответственность за дискредитацию добровольческих формирований, организаций и лиц, содействующих Вооруженным силам РФ, а также за распространение фейков о них.

В первом случае будут наказывать за деяния, совершенные после привлечения к административной ответственности по тому же основанию в течение одного года. Наказание будет жестче, если действия повлекли смерть по неосторожности или причинили вред здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо создали помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

За фейки будут лишать свободы на срок до 5 лет либо штрафовать на сумму от 700 тыс. до 1,5 млн руб. Если деяния повлекли тяжкие последствия лишать свободы на срок от 10 до 15 лет.

 

Правительство закрепило возможность перерасчёта платы за вывоз бытовых отходов для всех жителей многоквартирных домов, которые по каким-то причинам временно не пользуются этой услугой.

С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому можно будет делать перерасчёт платы за вывоз мусора.

Теперь жильцы многоквартирных домов смогут уменьшить плату за вывоз бытовых отходов на время, которое они не пользовались этой услугой. Например, во время отпуска, летнего отдыха на даче или командировки.

Перерасчёт смогут получить те, кого не было дома более пяти календарных дней.

Для пересмотра платы за вывоз мусора нужно будет написать заявление в управляющую компанию и предоставить документы, которые подтвердят отсутствие жильца, например, туристические путёвки или авиабилеты.

 

Прокуратура города разъясняет изменения в трудовой кодекс

С 1 марта вступил в силу  Федеральный закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в трудовой кодекс РФ, по которому люди с неснятой или непогашенной судимостью не смогут работать водителями такси и общественного транспорта.

Для водителей такси запрещены следующие преступления:

- убийство;

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

- похищение человека;

- грабёж, разбой;

- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

Для водителей автобусов, трамваев, троллейбусов, метро:

- преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.

До 1 сентября 2023 года все водители такси и общественного транспорта обязаны предоставить работодателю справки об отсутствии судимости.

 

КС РФ объяснил, когда находка перерастает в кражу

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 января 2023 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой и пункта 1 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 75, 87 и 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Галимьяновой и В.С. Пузрякова» ГК РФ возлагает ряд обязанностей на того, кто обнаружил находку. При этом УК РФ устанавливает ответственность за кражу, т. е. за тайное хищение чужого имущества.

По мнению заявителей, невыполнение этих обязанностей и присвоение чужого имущества позволяет привлечь к уголовной ответственности того, кто обнаружил находку.

КС РФ счел положения конституционными.

Объективную сторону кражи найденного имущества, заведомо принадлежащего другому лицу и не имеющего признаков брошенного, образует единое сложное деяние.

Последнее состоит из завладения обнаруженной чужой вещью. При этом скрываются она или источник ее получения, ее принадлежность другому лицу или ее идентифицирующие признаки. Цель таких действий - тайно обратить имущество в пользу свою или иных неуправомоченных лиц. В результате причиняется ущерб собственнику или иному законному владельцу.

Также это тайное завладение с теми же целями чужой вещью, когда лицо наблюдало ее потерю собственником или иным владельцем и могло незамедлительно проинформировать о потере и вернуть ее.
Само же по себе невыполнение действий, предусмотренных ГК РФ при находке, если нет упомянутых признаков, не дает оснований, чтобы привлечь к ответственности за кражу.

Законодатель может конкретизировать составы преступлений, предметом которых выступают потерянные вещи. Также он может установить ответственность, в частности административную, за невыполнение упомянутых правил ГК РФ, когда нет признаков кражи.
КС РФ установил особенности исполнения своего постановления. Дела заявителей пересмотрят. Также возможен пересмотр дел иных лиц, привлеченных к ответственности за кражу в связи с присвоением найденного. При этом решения могут оставить в силе, если они основаны на толковании, которое не расходится с приведенной позицией.
Если толкование норм не совпадало с позицией КС РФ, уголовное дело прекращают. Не вступившие в силу приговоры пересматривают в апелляционной инстанции.

 

Принят Закон о такси

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» урегулирована организация перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Предусмотрено, что автомобиль должен быть оборудован таксометром.
Для водителей установлены основания для запрета на допуск к управлению такси. В частности, это более 3 неуплаченных штрафов за нарушения ПДД.
Службы заказа такси обязали контролировать соблюдение норм времени управления такси, рабочего времени и времени отдыха водителя и не отдавать заказы в случае нарушения. Также урегулированы вопросы их ответственности за причиненный пассажиру при перевозке вред. В частности, это касается передачи заказов водителям без действующего разрешения на осуществление перевозок.

Самозанятые смогут заниматься перевозками при условии заключения договора со службой заказа такси.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.»

 

Дети участников СВО могут поступить в вуз на бюджет в пределах отдельной квоты

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 641-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» поправки наделяют духовные образовательные организации правом реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Введена отдельная квота на бюджетное обучение в вузах: - для Героев России, лиц, награжденных тремя орденами Мужества; - для детей участников специальной военной операции; - для детей военнослужащих, сотрудников силовых ведомств, принимавших участие в боевых действиях на территории других государств.

Определены случаи, когда прием в пределах отдельной квоты осуществляется без вступительных испытаний и в приоритетном порядке.
Порядок приема на бакалавриат и специалитет разрешено менять до 1 декабря года, предшествующего приему на обучение.

Закон вступает в силу со дня опубликования. Порядок приема на бакалавриат и специалитет нужно привести в соответствие с изменениями до 20 февраля 2023 г.

 

 Желающих приобрести оружие проверят на предмет угрозы государственной или общественной безопасности

Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 638-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится предварительная проверка граждан, желающих приобрести оружие. В отношении граждан, впервые приобретающих оружие, будут проводить проверку на предмет наличия опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Такая проверка будет проводиться органами внутренних дел или органами ФСБ с привлечением оперативно-розыскных органов. Вынесенное по ее результатам заключение о наличии указанной опасности станет основанием отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия. Заключение будет действовать 2 года.

Проверку не будут проводить в отношении военнослужащих и представителей коренных малочисленных народов.

Аналогичную проверку могут провести и в отношении владельцев оружия. Эти результаты могут послужить основанием для аннулирования разрешения на оружие.

Также не будут выдавать лицензии на приобретение оружия гражданам: - подозреваемым или обвиняемым в совершении умышленного преступления; - освобожденным судом от уголовной ответственности за умышленное преступление по нереабилитирующим основаниям (до истечения 2 лет со дня вступления решения суда в силу); - привлеченным к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения (до истечения 1 года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Мобилизованные граждане и добровольцы смогут сдать на время службы имеющееся у них оружие на бесплатное хранение в Росгвардию или ОВД.

Кроме того, закон разрешает создание ведомственной охраны московского метрополитена и наделяет работников ведомственной охраны полномочиями по борьбе с беспилотниками.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

 

Изменения в обязательном медицинском страховании

С 1 декабря 2022 года вводятся цифровые полисы обязательного медицинского страхования, поэтому для получения медпомощи достаточно предъявить паспорт или свидетельство о рождении.

Всем застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, актуализировавшим свои данные о документах, удостоверяющих личность, в том числе новорожденным, с 01.12.2022 станут доступны цифровые полисы обязательного медицинского страхования.

При этом ранее оформленные полисы обязательного медицинского страхования на материальных носителях также продолжают действовать и не требуют замены.

Меню 

Форма авторизации

Кто Онлайн 

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Scroll to top
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!